Одаренные дети. Кто они?
Это, прежде всего, — дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.
Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так!
Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, следуйте этим ценным советам и рекомендациям.
Художественный тип одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.
Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.
Ребенок имеет высокий уровень художественно-изобразительных способностей или одарен, если он:
- Не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения.
- В своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося.
- Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж.
- Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.
- Стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.
- Не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Советы родителям:
- К одаренному ребёнку необходим особый подход. Уважайте его индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
- Включайте своего ребёнка в познавательно-практическую деятельность. Разрешайте ему экспериментировать, проделывать различные опыты.
- В разговорах с Вашим ребёнком используйте воображаемые ситуации, предметы.
- Во взаимодействии с ребёнком используйте как можно больше наглядных средств.
- Развивайте наблюдательность.
- Ставьте перед ребёнком задачи, которые содержат в себе некоторую неопределённость и не имеют единого решения.
- Занимайтесь с ним художественной деятельностью. Не ограничивайте вашего ребёнка в его фантазиях, в выборе темы, цветов красок и т. д.
- В ваших совместных беседах используйте как можно больше слов, расширяя их содержание с каждым днём. Не бойтесь вводить всё новые и новые слова в ваш «разговор».
- Создайте для своего ребёнка предметную среду, она играет важную роль в развитии творческого воображения вашего ребёнка. Ставьте перед своим ребёнком творческие задачи.
- Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
- Развивайте в своих детях следующие качества:
- — уверенность и адекватную самооценку;
- — интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- — уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- — привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- — умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.