Что означает цвет в детском рисунке?

Шустова Ольга Александровна в своей книге»От каракуль до шедевров» отмечает, что рисунок для ребенка является не совсем искусством, а скорее речью, а цвета выражением эмоционального настроения. Рисование дает возможность ребенку выразить то, что в силу своего возраста он не может высказать словами. В процессе рисования отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Не являясь профессионалом, сложно оценить уровень развития своего малыша по тем «каракулям», которые он рисует всеми доступными ему средствами, которые способны оставить след на бумаге.

Когда у ребенка есть выбор, это позволяет сделать очень много полезных наблюдений, одно из самых очевидных – это цвет, который преобладает в детских рисунках. Цвет расскажет, в первую очередь, о психоэмоциональном состоянии ребенка на момент рисования.

Когда ребенок из кучки мелков или коробки карандашей выбирает цвет, в самом раннем возрасте он может еще не осознавать свой выбор. И то, что травка зеленая, он узнает позже, когда обучается говорить. В полтора или два года это еще не имеет такого значения для ребенка как сам факт того, что он может оставлять на бумаге видимый след своих мыслей.  Каждая мысль малыша окрашена эмоциями.

Только к пяти годам, когда ребенок выбирает цвета, можно с уверенностью сказать, что у ребенка уже достаточно  опыта для адекватного выбора. Однако к этому времени ребенок начинает рисовать «волшебные истории», сказки, где все может быть совсем другим, не как в реальном мире.И если рисующий красным цветом травку полуторогодовалый малыш не вызывает большого удивления, то проделывающий то же самое четырехлетний ребенок уже заставляет задуматься. Почему?

Швейцарский психолог М. Люшер разработал психологические характеристики цвета.

Каждый из цветов в детском рисунке имеет собственное символическое значение:

  • темно-синий цвет – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый цвет – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный цвет – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый цвет – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый цвет – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый цвет – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
  • черный цвет – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый цвет – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Но нельзя однозначно сказать, что если ребенок все рисует черной краской, то у него депрессия, или хуже того, он отстает в развитии. Просто это повод показать его специалистам. В первую очередь педагогам и психологам. Они помогут вам разобраться в сложившейся ситуации.

Чаще, однако, дети выбирают какое-либо сочетание цветов.  Для правильной трактовки детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу?

Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия:

  • «светлый» – «темный»,
  • «яркий» – «тусклый»,
  • «гармоничный» – «негармоничный»,
  • «спокойный» – «неспокойный»,
  • «упорядоченный» – «беспорядочный»,
  • «веселый» – «грустный»,
  • «агрессивный» – «доброжелательный»,
  • «богатый» – «бедный»,
  • «тяжелый» – «легкий».

Это поможет более точно воспринять состояние ребенка. Можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними рисунками детей.  А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». А так же всегда есть возможность обратиться к специалистам.

Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями.

Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный).

Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.

Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом.
Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.

Еще несколько слов о цветах (тут главное помнить, что эти характеристики применяются для тех цветов, которые наиболее часто превалируют в рисунке ребенка):

  • голубой цвет – символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет любят выбирать мальчики. Родителям стоит знать о том, что скорее всего они воспитывают будущего летчика или моряка;
  • розовый цвет – такому ребенку просто необходимы тактильные ощущения. Старайтесь его часто обнимать, целовать, гладить. Такой ребенок робкий и очень нежный;
  • оранжевый – дети любят веселиться, шалить, громко крича при этом. Их очень сложно успокоить. Чаще всего таких детей считают врунишками и притворщиками;
  • белый – поскольку белый цвет на самом деле включает в себя весь цветовой спектр, то у  таких детей очень противоречивый характер;
  • морская волна – данный цвет говорит о перенапряженности нервной системы.
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS